Atom и Evolute получили освобождение от утильсбора: правительство дало зеленый свет!
По данным за первый квартал 2023 года продажи электромобилей, производимых в России, остаются на уровне лишь 289 единиц от таких автопроизводителей как Amberauto, Evolute и «Москвич». Между тем, согласно Концепции по развитию электромобильного транспорта, утвержденной правительством 23 августа 2021 года, было запланировано произвести 44 000 электрокаров к 2025 году.
Также концепция предполагает введение обязательных долей электрических автомобилей для импортеров и местных производителей с 2029 года. Однако при текущем спросе на массовые «электрички» такая мера может оказаться крайне проблематичной. Автомобили в текущих условиях нужно будет продавать с большими скидками или задействовать варианты бесплатной передачи. Также с 2024 года для государственных компаний предполагается возможность установления обязательного процента на закупки электротранспорта.
Хотя такие меры ещё не внедряются, вероятность их рассмотрения и принятия в будущем высока. Примечательно, что российское правительство активно поддерживает производителей электромобилей, хотя под отдельными формами, не всегда в виде дотаций. Например, было выделено 24 миллиарда рублей в форме кредита для налаживания производства электромобиля Atom с ожидаемым сроком окупаемости до 30 лет.
Производителю «Кама» для успешного старта проекта необходимо будет обратить внимание на ценообразование, ведь комплектующие также сопряжены с высокими затратами. Аналогичные возможности предоставлены и «Моторинвесту», выпускаемому на заводе в Липецке.
Как нам стало известно от участников рынка, на текущий момент для электромобилей происходят изменения в локализации для получения полной компенсации утилизационного сбора, что предполагает меньший уровень в сравнении с 3701 баллом для обычных автомобилей. Данные о необходимом уровне разнятся: один источник сообщает о 1000 баллах, другие готовы назвать 800-900, с возможным повышением до 1600 в следующем году.
Сложность заключается в том, что с 1 января 2025 года утильсбор для электромобилей составит 667 400 рублей, сопоставимый с суммами для автомобилей с ДВС, и если параметры локализации не изменятся, налагать высокие сборы на производителей буде невозможно. Мы наблюдаем положительный эффект, ведь правительство освобождает от утиля как Atom, так и Evolute и Amber, что создаёт благоприятные условия для старта.
Несмотря на протесты АВТОВАЗа, правительство, похоже, приняло решение о поддержке индустрии электромобилей на долгосрочную перспективу. Это может указывать на преобразования в российском автопарке, особенно для такси и госструктур, а также, возможно, к внедрению экологических сборов для автомобилей с моторами внутреннего сгорания.
Что вы думаете об этих изменениях? Приглашаем к обсуждению, как вы видите будущие перспективы электромобилей в России.